БРАБИЛЬ Профессиональное переоборудование микроавтобусов БРАБИЛЬ Профессиональное переоборудование микроавтобусов

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ МИКРОАВТОБУСОВ И ФУРГОНОВ

Санкт-Петербург

Бокситогорская ул. 9Т

 +7 (812) 622-12-40 mailbox@brabill.ru
Бесплатная визуализация проекта – Подробнее
800 - 1900 МСК Обратный звонок

Дополнительное остекление кузова

Каждый из нас ежедневно на дорогах городов и пригородов наблюдает большое количество малых развозных грузовичков различных размеров и марок. Как и их большие, крупнотоннажные собратья, они сильно отличаются друг от друга по назначению, а следовательно, и по конструкции. Конечно, в силу ограниченной выносливости этих лошадок и возможности их также не так широки как у мастодонтов. Тем не менее среди малотоннажных автомобилей можно встретить даже седельные тягачи с полуприцепами и самосвалы. Но речь в этой статье пойдет не о них. Сегодня мы попробуем разобраться с вопросом превращения грузового цельнометаллического фургона во что-то, если так можно сказать, не грузовое.

Первое что приходит на ум, когда речь идет о чертах, не свойственных грузовикам - это стёкла. Стекло, как очень хрупкий материал, ни как не ассоциируется с тяжестями, и именно оно, в большой степени является характеризующим для транспорта пассажирского назначения. Например, разделение легковых автомобилей на подкатегории в большой степени определяется наличием определенного количества окон. Причем, преимущественно, под термином "окно" понимают проем для стекол, который может состоять из одного или нескольких стекол. В частности, например, вентиляционное окно является элементом окна.

Классификация колесного транспорта

Для того, чтобы разобраться в вопросе, придется немного отойти от основной темы и разобраться с тем, как законодательство России разделяет автомобили. Всем автомобилистам знакома классификация транспортных средств в соответствии с категориями водительских удостоверений (А, В, С и т.д.), но мало кто из автолюбителей и профессиональных водителей подозревает об еще одной системе классификации колесного транспорта. Классификации, которая определяет необходимость соблюдения определенного набора требований к транспортному средству, которые предъявляют нормативные документы, действующие на территории России. Перечень и описание категорий определены ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" введенным впервые 1 января 2004 г. (ИСО 3833). Вот упрощенный перечень:

  • Категория L - менее четырех колес, и квадрициклы (включает в себя семь подкатегорий).
  • Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

Подразделяется на:

  • Категория М1. - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. В свою очередь разделяется на: АА - седан, АВ - хэтчбек, АС - универсал, AD - купе, АЕ - кабриолет, AF - многоцелевое транспортное средство, SA - автомобиль-дом, SB - бронированное транспортное средство, SC - транспортное средство медицинской помощи, SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).

    Примечание:

    Разделение автомобилей категории М1 на подкатегории в большой степени определяется наличием определенного количества окон. Причем, преимущественно, под термином "окно" понимают проем для стекол, который может состоять из одного или нескольких стекол. В частности, вентиляционное окно является элементом окна.

  • Категория М2. - используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
  • Категория М3. - используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Кроме того, транспортные средства вместимостью не более 22 пассажиров, помимо водителя, подразделяются на два класса:

  1. "класс A" - предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса оборудовано сиденьями и должно иметь площадку для размещения стоящих пассажиров;
  2. "класс B" - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса не имеет площадки для размещения стоящих пассажиров.

Автомобили пассажировместимостью более 22 пассажиров, также подразделяются на три класса:

  1. "класс I" - транспортные средства, конструкция которых предусматривает места для стоящих пассажиров и позволяет им беспрепятственно перемещаться;
  2. "класс II" - транспортные средства, конструкция которых главным образом предназначена для перевозки сидящих пассажиров и допускает перевозку стоящих пассажиров в проходе между рядами и/или на площадке для стоящих пассажиров, не превышающей площадь, предусмотренную для двух двойных сидений;
  3. "класс III" - транспортные средства, конструкция которых предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
  • Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов

Подразделяется на:

  • Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
  • Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
  • Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
  • Категория О - прицепы (включая полуприцепы).
  • Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы.
  • Категория G - транспортные средства повышенной проходимости.

Каждое ТС, относится к определенной категории, для которой определены требования к конструкции. Соблюдение таких требований позволяет определить степень безопасности такого ТС, для того, чтобы оно было допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования.

Анализируя приведенную классификацию, можно сделать следующий вывод - все грузовые автомобили, имеющие цельнометаллический кузов, до переоборудования относятся к категориям N1 или N2, т.к. они изначально предназначены для перевозки грузов и имеют максимальную полную массу до 3,5 или 4,5-5,0 тонны. Исключение представляют, имеющие максимальную полную массу свыше 6 тонн: снятые с производства в 2013-2014 годах ЗИЛ «Бычок» (ЗИЛ-5301) и Mercedes-Benz Vario.

После переоборудования такие автомобили могут как остаться в категориях N1 или N2, так и перейти соответственно в категорию M1 или M2 в связи с увеличением количества перевозимых пассажиров. Так, законодательство, а точнее вышеупомянутый ГОСТ Р 52051-2003, дает нам инструмент для определения автомобилей, которые не относятся к категории M1. Для этого в наше распоряжение предоставлено следующие условия, которые должны быть соблюдены одновременно:

  1. Грузоподъемность автомобиля за вычетом веса перевозимых пассажиров должна быть меньше веса пассажиров, которые могут быть перевезены в автомобиле (при среднем весе пассажира = 68кг).
  2. Автомобиль имеет не менее шести мест для сидения, не считая места водителя.

Зачем нам это нужно? Ведь автомобилями категории M1 и N1 фактически могу управлять все водители, имеющие водительское удостоверение категории "B".

Все просто. Например, рассмотрим распространенный случай, когда цельнометаллический фургон переоборудуется в грузопассажирский автомобиль с установкой дополнительных пассажирских мест. Какие требования будут предъявлены сотрудниками ГИБДД при регистрации подобных изменений, внесенных в конструкцию автомобиля?

Именно в этом случае нам помогут разобраться упомянутые два условия. Разберемся. Если автомобиль, после переоборудования будет отнесен к N1, то будет необходимо установить перегородку между грузовым и пассажирским отделениями, что может не совпадать с целями использования этого автомобиля в дальнейшем. В свою очередь, если автомобиль будет отнесен к M1, то перегородку можно будет не устанавливать. В таком случае, если вновь установленные пассажирские сиденья будут легкосъемными, то при необходимости, можно их демонтировать и перевезти длинномерный груз или будет целесообразно остеклить заднюю часть кузова для увеличения обзорности. Вот наконец мы и подошли к одной из наиболее распространенных тем при переоборудовании фургонов - к вопросу остекления кузова. Попробуем ответить на ключевые вопросы, связанные с остеклением кузовов.

Какие стекла можно ставить? Куда можно и нужно ставить стекла?


Остекление автомобильного кузова


Этот вопрос освещен в Приложении №21 Правил ООН N 43-00, к которым отсылает Приложение N 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в отношении оснащения безопасными стеклами транспортных средств категорий M, N, O, L6, L7. Здесь все очень четко и строго. Стекла разделяются по месту установки на транспортном средстве на ветровые стекла и стекла не являющиеся ветровыми и стеклянными перегородками.

Ветровые стекла, они же лобовые, должны быть изготовлены из материалов, которые должны быть достаточно прозрачными, не давать заметного искажения предметов, наблюдаемых через ветровое стекло, и не приводить к путанице в отношении цветов. Коэффициент направленного пропускания света должен составлять не менее 70%. Также обязательным условием является необходимость остаточной видимости через ветровое стекло после его разрушения. Для использования в качестве материала изготовления ветрового стекла предусмотрена возможность использования:

  • Термически упрочненного (закаленного) стекла (только если устанавливаются на ТС, которые не могут развивать скорость свыше 40 км/ч).
  • Многослойного безосколочного стекла.
  • Комбинаций стекла и пластика.

При чем любое переднее стекло, установленное на ТС, максимальная расчетная скорость которых более 40 км/ч., не являющееся ветровым, должно быть изготовлено либо из многослойного безосколочного стекла, либо из полимерного стекла.

Остальные стекла, расположенные с трех сторон, можно смело отнести к не являющимся ветровыми и стеклянными перегородками. Эти стекла допускается изготавливать из тех же материалов что и ветровые стекла, за исключением применения термически упрочненного (закаленного) стекла. В случае использования закаленного стекла для остекления боковых и задней поверхностей кузова ограничения расчетной скорости не применяется. Поскольку такое упрочнение стекла наименее дорогостоящее, то такое стекло используется для остекления микроавтобусов повсеместно. Такое стекло должно соответствовать требованиям ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта и иметь действующий сертификат качества, выданный производителю или продавцу в соответствующей организации на территории России.

Как устанавливается стекло

Все довольно просто. Грузовой отсек остеклять не допускается, за исключением случаев, когда остекление предусмотрено конструкцией оригинального ТС. Такие случаи имеют место (возможно по чьему-то недосмотру) и регулярно в нашу компанию обращаются владельцы таких автомобилей для дальнейшего их оснащения. Поэтому для автомобилей категории N1 и N2 (т.е. грузовых и грузопассажирских автомобилей), возможности остекления ограничиваются установкой стекол только в пределах водительского и пассажирского отделения, по аналогии с категориями M2 и M3. Но здесь есть некоторые особенности.

Наверняка вы замечали в общественном транспорте, висящие на стойках окон, молоточки и надписи "При аварии разбить молотком" и т.п. рядом с ними. Дело в том, что окно (оно же стекло) рассматривается не только как светопрозрачная конструкция, но и как аварийный выход. По этой причине установка только одного стекла со стороны входной двери не допускается. В первую очередь это относится к автомобилям, где рядом с водительским сиденьем установлено не одноместное, а двухместное сиденье. Такое сиденье перекрывает проход в пассажирскую часть салона. Поэтому согласно п 1.4.5 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств", необходимо наличие второго, запасного выхода, расположенного на противоположной от служебной двери стороне автомобиля. Поэтому необходимо установить еще одно стекло с левой стороны. По всей видимости, это продиктовано возможной ситуацией, когда автомобиль в ДТП опрокидывается на сторону, где расположена сдвижная дверь, тем самым блокируя ее. Именно в таком случае пассажиры смогут покинуть салон автомобиля через окно с левой стороны.

Установка неподвижного стекла в современных автомобилях производится только с использованием специальных клеев. Такое крепление увеличивает жесткость кузова за счет прочности самого стекла и жесткости клеевого соединения. Установка стекол "по старинке", в резиновый уплотнитель, в настоящее время производится только на старых моделях автомобилей отечественного производства, таких как полноприводные модификации ГАЗ 4WD с остекленным цельнометаллическим кузовом и LADA 4x4 ("классическая Нива"), аналогов которых нашими производителями автомобилей пока не запущено в серийное производство.

Заключение

Резюмируя все изложенное выше, можно заключить: при установке дополнительных стекол при переоборудовании грузового автомобиля в цельнометаллическом кузове в пассажирский или грузопассажирский требуется устанавливать безопасные стекла специального производства, имеющие действующий сертификат соответствия требованиям российского законодательства. Установка стекол преимущественно производится накладным способом с использованием специализированных клеящих составов или в некоторых случаях с использованием резиновых уплотнителей. Установка стекол в грузовом отделении не разрешена. В пассажирском отделении грузопассажирского автомобиля, при отсутствии прохода из водительского в пассажирский отсек, требуется установка стекла с противоположной от двери стороны.